Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

щепкин мих. сем

Гуманитарный словарь

ЩЕ́ПКИН Мих. Сем. (1788-1863) - драм. актер и театр. деятель. Первое выступление на проф. сцене - в Курском т-ре бр. Барсовых в 1805 (Андрей - "Зоа" Л.-С. Мерсье) В дальнейшем играет в провинц. т-рах Харькова, Полтавы, Тулы. В 1822 дебютирует на моск. сцене ролью Богатонова ("Господин Богатонов, или Провинциал в столице" М. Н. Загоскина). В 1823-63 - в труппе Моск. (позднее - Малого) т-ра. В творчестве Щ. сочетались эмоциональность, естественность и обдуманность ролей. Важнейшими принципами предпринятой актером реформы театр. иск-ва были подлинность переживаний и достоверность создаваемых типов. Щ. усложняет структуру сценич. образа, соединяя комедийные и драм. эл-ты, используя разл. приемы - от фарсовых до па-тетич. "Щепкин принадлежит к числу немногих истинных жрецов сценич. иск-ва, к-рые понимают, что артист не д. б. ни исключительно трагич., ни исключительно комич. актером, но что его назначение - представлять харак-ры" (В. Г. Белинский). Значит. часть сценич. свершений Щ. связана с драматургией Ж. Б. Мольера, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, но вместе с тем ему удавалось создавать полноценные характеры на основе незначит. драматургии (Симон - "Матрос" Т.-М.-П. Соважа и Ж.-Ж.-Г. Делюрье). Огромные усилия Щ. по согласованности актерского партнерства привели к созданию ансамбля на сцене Малого т-ра. Театр. искания Щ. сопрягались с развитием реализма в рус. культуре в целом и заложили основы рус. театр. школы, сохранявшиеся на протяжении всего 19 в. Велико значение пед. работы Щ. в воспитании нового актерского поколения. В обширной переписке актера формулируются осн. принципы сценич. реформы. Он был также автором "Записок", в к-рых изложил осн. события своего актерского становления. Емкая, обобщенная характеристика творчества Щ. принадлежит А. И. Герцену: "Он был вел. артист. Артист по призванию и труду. Он создал правду на рус. сцене, он первый стал нетеатрален на театре". Осн. роли: Жеронд ("Скапеновы обманы"), Сганарель ("Школа мужей"), Арнольф ("Школа жен"), Гарпагон ("Скупой" Ж. Б. Мольера), Шейлок ("Венецианский купец"), Полоний ("Гамлет" У. Шекспира), Сальери ("Моцарт и Сальери"), Барон ("Скупой рыцарь" А. С. Пушкина), Фамусов ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Городничий ("Ревизор"), Подколесин и Кочкарев ("Женитьба"), Утешительный ("Игроки" Н. В. Гоголя), Мошкин ("Холостяк"), Кузовкин ("Нахлебник" И. С. Тургенева), Муромский ("Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина), Большов ("Свои люди - сочтемся"), Любим Торцов ("Бедность - не порок" А. Н. Островского), Чупрун ("Москаль-чаривник"), Макагоненко ("Наталья-Полтавка" И. П. Котля-ревского), Эзоп ("Притчи, или Эзоп у Ксанфа"), Транжирин ("Чванство Транжирина" А. А. Шаховского) и др.

М. С. Щепкин. Худ. Т. Г. Шевченко. 1858

М. С. Щепкин. Худ. Т. Г. Шевченко. 1858

Полезные сервисы

щепкин михаил семёнович

Энциклопедический словарь

Ще́пкин Михаил Семёнович (1788-1863), актёр, реформатор русского театра. До 1822 крепостной, играл в крепостном театре. С 1805 на провинциальной, с 1823 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Утверждал просветительское значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Друг А. И. Герцена, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, Т. Г. Шевченко. Во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Лучшие роли - в произведениях сатирической направленности (Фамусов - «Горе от ума» А. С. Грибоедова; Городничий - «Ревизор» Н. В. Гоголя), а также образы «униженных и оскорблённых» (Муромский - «Свадьба Кречинского» А. С. Сухово-Кобылина; Кузовкин - «Нахлебник» И. С. Тургенева).

* * *

ЩЕПКИН Михаил Семенович - ЩЕ́ПКИН Михаил Семенович (1788-1863), российский актер. Реформатор русского театра. До 1822 крепостной, играл в крепостном театре. С 1805 на провинциальной, с 1823 на московской сцене (с 1824 в Малом театре (см. МАЛЫЙ ТЕАТР)). Утверждал просветительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Друг А. И. Герцена (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович), Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич), В. Г. Белинского (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич), Т. Г. Шевченко (см. ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич), он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Лучшие роли в произведениях сатирической направленности (Фамусов - «Горе от ума» А. С. Грибоедова; Городничий - «Ревизор» Н. В. Гоголя), а также образы «униженных и оскорбленных» (Муромский - «Свадьба Кречинского» А. С. Сухово-Кобылина; Кузовкин - «Нахлебник» И. С. Тургенева).

Полезные сервисы

щепкин михаил семенович

Большой энциклопедический словарь

ЩЕПКИН Михаил Семенович (1788-1863) - российский актер. Реформатор русского театра. До 1822 крепостной, играл в крепостном театре. С 1805 на провинциальной, с 1823 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Утверждал просветительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Друг А. И. Герцена, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, Т. Г. Шевченко, он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Лучшие роли в произведениях сатирической направленности (Фамусов - "Горе от ума" А. С. Грибоедова; Городничий - "Ревизор" Н. В. Гоголя), а также образы "униженных и оскорбленных" (Муромский - "Свадьба Кречинского" А. С. Сухово-Кобылина; Кузовкин - "Нахлебник" И. С. Тургенева).

Полезные сервисы